Пленка полиэтилентерефталат

Если честно, до сих пор встречаю коллег, которые путают ПЭТ-пленку с полипропиленовой – видимо, из-за внешнего сходства. Но разница в термостойкости и барьерных свойствах принципиальна, особенно для упаковки пищевых продуктов. На примере работы с ПЭТ-пленкой для ветроэнергетики – ламинация лопастей требует именно такой жесткости и устойчивости к УФ.

Технологические особенности производства

На нашем производстве в АО 'Баодин Вайзе Новый Материал Технология' использовали метод экструзии с вытяжкой в двух направлениях. Помню, как пришлось пересматривать температурный режим – при 285°C начиналась деполимеризация, появлялась желтизна. Опытным путем вышли на 275°C с последующей быстрой закалкой.

Кстати, о толщине – для аэрокосмических применений оптимальной оказалась 125 мкм, хотя изначально пробовали 100 и 150. В первом случае теряли в прочности на разрыв, во втором – увеличивали вес конструкции без значительного выигрыша в жесткости.

Особенно сложно было с адгезией – при ламинации композитных панелей для железнодорожного транспорта пленка отслаивалась по краям. Решили модификацией поверхности коронным разрядом, но пришлось подбирать мощность – при перегрузке появлялись микротрещины.

Практические проблемы и решения

В судостроении столкнулись с неожиданной проблемой – морская вода вызывала гидролиз ПЭТ-пленки быстрее расчетного срока. Пришлось добавлять стабилизаторы в состав, хотя это удорожало продукт на 15%. Зато срок службы увеличился с 5 до 12 лет.

Еще запомнился случай с транспортировкой – пленка для ветрогенераторов поставлялась в рулонах по 2 метра шириной. При -30°C в Сибири края трескались, хотя центр рулона сохранял свойства. Пришлось разрабатывать специальную упаковку с терморегуляцией.

На сайте https://www.visight.ru мы как-то публиковали технические заметки по этому поводу – там есть подробности по температурным режимам для разных климатических зон. Кстати, компания 'Визайт' с 2011 года как раз специализируется на таких нюансах – их ПЭТ-пена для композитов показала себя лучше европейских аналогов в тестах на усталостную прочность.

Сравнение с альтернативными материалами

ПВХ-пена, которую мы тоже производим, проигрывает в температурном диапазоне – выше 70°C уже начинается деформация. Хотя для внутренней отделки вагонов она до сих пор применяется – дешевле и проще в обработке.

А вот бальса – совсем другая история. Для легких конструкций в транспортных средствах на новых источниках энергии комбинируем ее с ПЭТ-пленкой как защитным слоем. Получается оптимальное соотношение веса и прочности.

ПМИ материалы хоть и прочнее, но дороже в 2-3 раза. Для большинства применений в ветроэнергетике достаточно свойств ПЭТ-пленки – проверяли на 25 объектах, за 7 лет нареканий не было.

Нюансы контроля качества

Самый сложный параметр – однородность толщины. Допуск ±3 мкм выдерживаем с трудом, особенно при ширине более 1800 мм. Разработали систему лазерного контроля в реальном времени – снизили брак с 8% до 1.5%.

Помню, как при приемке партии для аэрокосмической отрасли обнаружили микроскопические включения – оказалось, фильтры на экструдере меняли несвоевременно. Теперь это строго по регламенту – каждые 120 часов работы.

Прочность на разрыв проверяем не только в лаборатории, но и на готовых изделиях – например, на лопастях ветрогенераторов. Заметил интересную зависимость – если пленка выдерживает 5 циклов заморозки/разморозки, то в эксплуатации проблем не возникает.

Перспективы развития

Сейчас экспериментируем с нанопокрытиями – пытаемся улучшить барьерные свойства без увеличения толщины. Первые результаты обнадеживают – кислородопроницаемость снизилась на 40% при добавлении всего 3% наноглины.

Для транспортных средств на новых источниках энергии важна легкость – пробуем создавать микропористые структуры. Пока прочность страдает, но для ненагруженных элементов уже можно применять.

Коллеги из 'Визайт' недавно показывали разработку – многослойную ПЭТ-пленку с интегрированными датчиками деформации. Для мониторинга состояния конструкций в реальном времени – очень перспективно, особенно для ответственных объектов.

В общем, материал еще не исчерпал потенциал – несмотря на появление новых полимеров, ПЭТ-пленка остается оптимальным выбором для многих применений в композитных материалах. Главное – понимать ее реальные возможности, а не руководствоваться устаревшими данными.

Соответствующая продукция

Соответствующая продукция

Самые продаваемые продукты

Самые продаваемые продукты
Главная
Продукция
О Hас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение