
Когда говорят о связывании производителей, многие сразу представляют банальные дилерские схемы. Но в композитной отрасли это скорее про интеграцию технологических цепочек — например, как мы совмещаем производство ПВХ-пены с армирующими слоями от смежников. Кстати, именно здесь новички часто ошибаются, пытаясь просто купить лицензию без понимания совместимости материалов.
Помню, в 2015 пытались работать по стандартной схеме: заказчик — мы — субпоставщик. Но с ПЭТ-пеной для ветроэнергетики это провалилось — техдокументация не успевала за изменениями в рецептурах. Пришлось выстраивать связывание производителей по принципу единого техпроцесса.
Особенно критично с PMI-панелями для аэрокосмоса: если поставщик смолы меняет катализатор, а мы не предупредили сборщика — вся партия идет в брак. Причем проблема обнаруживается только на этапе термообработки.
Сейчас требуем от всех контрагентов участия в наших R&D совещаниях. Да, это замедляет заключение контрактов, но зато с 2018 года не было ни одного случая расслоения композитов в готовых изделиях.
На примере АО Баодин Вайзе Новый Материал Технология хорошо видна эволюция подхода. Их сайт https://www.visight.ru изначально позиционировал компанию как производителя, но сейчас там появился раздел 'Технологические альянсы' — это и есть современное связывание производителей.
Когда они запускали линию вспененного ПЭТ для железнодорожного транспорта, то не просто закупали сырье, а совместно с поставщиками полимеров разрабатывали гранулы с повышенной термостойкостью. Это дало +15% к прочности стыков.
Их опыт с бальзой для судостроения особенно показателен: вместо закупки готовых сэндвич-панелей они организовали производственный кластер, где 3 предприятия работают по единым ТУ. Экономия на логистике составила 23%, но главное — удалось унифицировать контроль качества.
С ПВХ-пеной для транспорта на новых источниках энергии столкнулись с курьезной проблемой: разные коэффициенты теплового расширения у несущего слоя и облицовки. Пришлось разрабатывать переходные слои — то самое связывание производителей на микроуровне.
Технологи Визайт предлагали интересное решение — варьировать плотность пены по сечению панели. Но это требовало перестройки всего производственного цикла у смежников. В итоге нашли компромиссный вариант с локальным уплотнением.
С аэрокосмическим сектором еще сложнее — там каждый производитель требует свой вариант PMI. Мы вели параллельные переговоры с 4 предприятиями, пока не выработали унифицированный профиль (с вариациями по плотности). Это заняло почти 2 года.
Многие недооценивают, что правильное связывание производителей снижает не только прямые затраты. Например, в истории с АО Баодин Вайзе объединение производства пенопластов с обработкой бальзы позволило сократить энергопотребление на 18% за счет рекуперации тепла.
Но есть и скрытые выгоды: когда у всех участников единая система контроля качества, отпадает необходимость в повторных испытаниях на каждом этапе. Для ветроэнергетики это сократило цикл приемки с 14 до 6 дней.
Правда, пришлось инвестировать в общую лабораторию — около 200 тыс. евро. Но окупилось за 8 месяцев за счет сокращения брака. Интересно, что изначально этот пункт в бизнес-плане даже не рассматривали.
Сейчас наблюдаем интересный тренд: связывание производителей перерастает в создание виртуальных производственных комплексов. На том же https://www.visight.ru уже можно увидеть черновые спецификации будущих продуктов — это своего рода открытая R&D платформа.
Для композитных материалов это особенно актуально: когда знаешь, какие смолы разрабатывает партнер, можно заранее адаптировать технологию вспенивания. Мы так готовимся к переходу на биополимеры — уже провели 17 совместных экспериментов.
Думаю, следующий этап — общие цифровые двойники производственных линий. Пока это кажется футуристичным, но для аэрокосмической отрасли такие наработки уже есть. Главное — не повторять ошибок 2010-х, когда пытались стандартизировать нестандартируемое.
В судостроительном проекте с бальзой как раз прошли этот путь: сначала хотели унифицировать все, но вернулись к гибким техпроцессам. Хотя документация стала в 3 раза объемнее, зато теперь можем оперативно менять параметры пенопластов под конкретный заказ.