
Когда речь заходит о сотовых заполнителях для авиационных панелей, многие сразу представляют себе алюминиевые соты или Nomex. Но в последние годы полиметилметакримидные соты показывают интересные результаты в специфических применениях. Наша компания АО Баодин Вайзе Новый Материал Технология с 2011 года экспериментирует с разными типами сотовых структур, и хочу поделиться некоторыми наблюдениями.
Сначала мы скептически относились к полиметилметакримидным сотам - казалось, что они не выдержат авиационных нагрузок. Но первые испытания в 2015 году показали неожиданные результаты: при правильной ориентации ячеек ПМИ заполнитель демонстрировал отличное соотношение прочности к весу. Особенно в панелях с криволинейной геометрией, где традиционные материалы создавали проблемы.
Запомнился случай с панелями для интерьера салона регионального самолета. Инженеры настаивали на алюминиевых сотах, но после расчетов и испытаний пришлось признать - ПМИ дает выигрыш в 15-18% по весу без потерь в жесткости. Хотя пришлось повозиться с клеевыми соединениями - стандартные составы плохо работали с полимерной поверхностью.
Сейчас на нашем производстве в Визайт отработана технология спекания ПМИ сот с различной плотностью ячеек. Для авиации обычно используем 3.2-4.8 мм размер ячейки, но для особых случаев делаем и 2.5 мм - правда, себестоимость тогда заметно растет.
Основная сложность при создании сотового заполнителя из ПМИ - контроль температуры экструзии. Малейшее отклонение - и геометрия ячеек плывет, появляются внутренние напряжения. Мы потратили почти год, пока не подобрали оптимальный режим для нашего оборудования.
Интересный момент обнаружили при испытаниях на вибронагружение: ПМИ соты лучше гасят высокочастотные колебания compared to металлическими аналогами. Это свойство оказалось критически важным для панелей в зонах крепления двигателей. Хотя для низкочастотных нагрузок пришлось добавлять демпфирующие прослойки.
Сейчас на https://www.visight.ru можно увидеть наши разработки по этому направлению. Особенно гордимся системой неразрушающего контроля сотовой структуры - разрабатывали ее совместно с технологами из авиакомпаний.
В 2018 году мы поставляли ПМИ заполнители для панелей грузовых отсеков транспортного самолета. Заказчик сначала сомневался, но после цикла испытаний принял решение о серийном использовании. Главным аргументом стала стойкость к точечным нагрузкам - при погрузке оборудования алюминиевые соты часто деформировались.
Другой пример - интерьерные панели для бизнес-авиации. Здесь важна не только прочность, но и возможность создания сложных криволинейных поверхностей. ПМИ позволяет формовать панели с радиусом изгиба до 50 мм без потери структурной целостности. Хотя для особо сложных контуров все же приходится комбинировать с другими материалами.
Сейчас ведем переговоры по применению наших разработок в конструкциях беспилотников. Требования к весу здесь еще строже, чем в пассажирской авиации. ПМИ соты с градиентной плотностью показывают интересные результаты при статических испытаниях.
Не стоит думать, что ПМИ - панацея. Температурный диапазон применения ограничен 120-130°C, что исключает использование near двигательных отсеков. Пробовали различные модификации полимера, но пока не удалось существенно сдвинуть этот предел без потери других характеристик.
Еще одна головная боль - совместимость с пропитками для композитных обшивок. Некоторые эпоксидные смолы вызывают микродеформации поверхности сот. Пришлось разрабатывать специальные грунтовочные составы, которые теперь стали отдельным продуктом в нашем портфолио.
Стойкость к ультрафиолету тоже оставляет желать лучшего. Для внутренних панелей это не критично, но для внешних элементов требуется дополнительная защита. Испытываем различные покрытия, но пока оптимального решения не нашли.
Сейчас в АО Баодин Вайзе Новый Материал Технология тестируем гибридные структуры - комбинацию ПМИ с армирующими волокнами. Первые результаты обнадеживают: удалось повысить температурную стойкость до 150°C при сохранении весовых характеристик. Правда, стоимость производства пока слишком высока для серийного применения.
Интересное направление - создание сотовых заполнителей с переменной плотностью. Для разных зон панели требуются различные характеристики, и возможность локального изменения структуры открывает новые возможности для оптимизации веса.
Также работаем над улучшением ремонтопригодности. В полевых условиях поврежденные участки ПМИ сот сложно восстановить без специального оборудования. Разрабатываем технологию 'заплаток' из совместимых материалов, которые можно устанавливать без автоклавной обработки.
Ветроэнергетика и железнодорожный транспорт, где также применяется наша продукция, предъявляют другие требования к сотовым структурам. Но опыт работы с этими отраслями помогает находить нестандартные решения и для авиации. Как показывает практика, иногда самые эффективные технологии рождаются на стыке разных областей применения.